Негабаритная Логистика и Негабаритный Маркетинг Всё о перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов по России и Европе. Практика перевозки негабаритных грузов

История вопроса взимания платы или начнем с «хвоста»?

Дата: 7 Январь 2014 Рубрика: Дороги Комментарии: Нет комментариев

Система взимания платы за проезд с транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, будет введена с 01 ноября 2014 года. Как и когда возник вопрос внимания платы за проезд? Как это всё начиналось? Кто решил брать плату с тяжелых машин? Ведь мы знаем лишь то, что скоро это все будет реализовано в нашей повседневной жизни и платить надо будет  по 3.5 руб за км! 

Система взимания платы - будущее наших дорог

Плату с владельцев машин решили взимать еще в 2008 году

Если взглянуть в далекий 2008 год, а еще точнее, присмотреться к 27 февраля, то можно увидеть, что в этот непримечательный февральский день состоялся в Министерстве транспорта круглый стол на тему «Концепция создания системы управления транспортными сборами на магистральных автодорогах как части единой информационной транспортной системы (ЕИТС) ».

В его работе приняли участие специалисты Министерства транспорта РФ, Федерального дорожного агентства, ФГУ «Ространсмодернизация», ФГУ «Дороги России», члены Экспертного совета по государственно-частному партнерству Минтранса России, представители федеральных и региональных министерств и ведомств, ведущих консалтинговых и финансовых компаний, разработчики интеллектуальных транспортных систем и систем сбора оплаты на автодорогах, российские и зарубежные компании.

Игорь Евгеньевич Левитин, тогдашний 4-ый министр транспорта, а ныне помощник Президента России отметил, что необходим комплексный подход в решении транспортных проблем, и, в частности, разработке и внедрении системы сбора платы при строительстве платных автомагистралей в Российской Федерации.
За этим длинным и наукообразным вопросом  круглого стола скрывался извечный вопрос: «как нам обустроить Россию?» Но с небольшим дополнением: «так, чтобы взимать плату с автомобилистов за пользование дорогами». Правда, об этом в открытую так никто и не говорил.

Россия осталась практически единственной страной в мире, где по дорогам ездили бесплатно (если не считать небольшого участка трассы «Дон» и дороги от Острова до российско-латвийской границы).
Налог на транспортные средства, исчисляемый с лошадиных сил, никто отменять или увеличивать не собирается. Речь на круглом столе шла вокруг того, как взимать с выехавших на дорогу водителей плату за пользование элементами сервиса инфраструктуры. Хотя цели, которые ставятся перед ЕИТИС, конечно же, гораздо шире тезиса «пользователь платит».

По словам заместителя руководителя Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта, геодезии и картографии Минтранса РФ Игоря Костюченко, Единая информационная транспортная система должна состоять из ряда подсистем, начиная от сбора информации о транспортных средствах, которые могут платить до управления собранными денежными средствами.

Однако до логистики пока далеко, и разговор свелся к практике – технологиям сбора платы за проезд (причем не только по платным дорогам, но и по федеральным трассам и городским улицам). К тому же в заседании круглого стола принимали участие потенциальные гендподрядчики будущего грандиозного строительства интеллектуальной транспортной системы.
Как заявил еще один из чиновников управления платных дорог Росавтодора России Александр Сидоров, четыре проекта платных дорог уже находятся в разной степени конкурса, в начале лета 2008 года будет подведен итог его второго этапа.

И тогда проблема сбора платы перейдет в стадию технологического решения вопроса.
Пока же необходимо определиться с самым главным вопросом: за что брать деньги, если это не дорожный налог, – по видам транспорта или груза, для ограничения проезда по отдельным дорогам, за транзит или за предоставление услуги информационного сопровождения груза в пути…

Как и с кого брать деньги?

С кого брать деньги, этот вопрос не обсуждался, и так ясно с кого — с владельцев автотранспортных средств.

А как обстоит дело за рубежом нашей могучей дорожной державы?
В США, к примеру, помимо электронного сбора средств за пользование дорогами действуют 33 вида сервиса, в Европе у подобной транспортной системы (FRAME) уже 36 функций, в Японии – 21.
Но мы, как обычно, идем «своим путем». И на первое место ставится исключительно денежный вопрос. Который, и это естественно, будет воспринят владельцами транспортных средств и пользователями дорог в штыки. По подсчетам специалистов НИИАТ (ООО «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта) при базовых ставках 1,5-2 тыс. рублей в год с оси грузового автомобиля себестоимость перевозок может вырасти на 1%, а собрать можно будет по оптимистическим прогнозам около 4 млрд. рублей. Однако эти деньги не пойдут на улучшение дорог. По крайней мере, в самом начале введения системы взимания платы. Само строительство инфраструктуры обойдется недешево.

Ведь надо построить контрольно-пропускные пункты (КПП), оснастить дороги видеокамерами или иными устройствами для считывания информации с карт электронных платежей. При внедрении спутниковой технологии раскошелиться придется и автовладельцам – для оснащения своей «движимой собственности» системами, работающими в системах ГЛОНАСС или GPS.
То есть, приговоренный к взиманию владелец транспорта сначала построит эту систему на свои деньги, а потом уж остальные деньги,… если что и останется, пойдут на дорожное строительство и обустройство дорожной инфраструктуры.

Кстати, в Венгрии с падением железного занавеса достаточно мощно вложились в строительство платных дорог, а сегодня они практически пусты.
В Лондоне был ограничен въезд в центр города, была применена видеотехнология, а цена за пребывание одного дня на машине с 5 фунтов в 2003 году выросла до 8 в 2005-м, штрафы за нарушения уже в первые две недели были увеличены вдвое, а через месяц еще на 50 фунтов – до 150 (а это ни много ни мало, больше 8 000 отечественных рублей).
Но и это не решило проблему транспорта в центре города. И это при уважении жителями туманного Альбиона законов!
С российской же ментальностью собирать деньги за то, чтобы ездить по дороге, работать на ней, будет совсем сложно.

Тем не менее всех участников круглого стола вдохновляет опыт Германии, где спутниковая технология контролирует сборы на 12,5 тыс. км автострад, а бортовыми устройствами оснащено выше 550 тысяч автомобилей.

И за выезд на дороги, не только частные, скоро попросят заплатить.
Для начала попросят.
А потом и потребуют.
Останется только договориться, чтобы на дорогах разных форм собственности и форм контроля были единые стандарты оплаты.
Затем в ноябре того же года была принята Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года . В ней очень и очень много чего написано, в основном правильного и супер правильного. Если всё, что там написано реализовать, то исполнится вековая мечта российского народа: с первой бедой – плохими дорогами – будет покончено раз и навсегда.
В том числе и с плохими дорогами будем бороться деньгами тех, кто по ним ездит.

Мероприятия для реализации Транспортной стратегии

В этом же документе сказано, что для полного и безусловного исполнения требований данной Транспортной стратегии в области автомобильного транспорта необходимо провести следующие мероприятия:

  1. Реализовать механизм допуска на рынок автотранспортных услуг (включая квотирование к использованию автотранспортных средств на территории Российской Федерации).
  2. Создать механизм допуска к профессии и другим видам автотранспортной деятельности.
  3. Внедрить механизм, стимулирующий модернизацию и обновление парка автотранспортных средств, а также совершенствование его структуры и стимулирующий ускорение выведения из эксплуатации и утилизацию старых автомобилей со сверхнормативным сроком службы.
  4. Сформировать механизм создания условий для развития эффективных современных транспортно-логистических технологий и перевозочных систем, поощрения повышения капитализации автотранспортного бизнеса, развития терминальных комплексов и информационного обеспечения перевозок грузов.
  5. Создать и внедрить механизм платности пользования дорожной инфраструктурой, позволяющей компенсировать ущерб, связанный с осуществлением автомобильных перевозок.

Как это и положено у нас в стране, решили пойти, так сказать, с «хвоста» списка, то есть приступить к созданию системы взимания платы, позволяющий компенсировать ущерб дорогам.

Ну это в крови у нас, все делать через «зад»!

 

Оставить свой комментарий

Перевозка негабаритных грузов
Негабаритная энциклопедия
Наверх